При разрешении споров о взыскании алиментов на детей в случае, когда при каждом из родителей остается ребенок, родитель-истец обязан доказать факт того, что он менее обеспечен по сравнению с родителем-ответчиком. При этом суд принимает во внимание доходы каждого из родителей, а также их материальное и семейное положение (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2016 г. № 5-КГ16-100)
Алименты на детей при каждом из родителей
Согласно ст. 83 СК РФ при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Судебная практика по алиментам
Судом установлено, что К. и Л. состояли в браке, от которого они имели троих несовершеннолетних детей (сына и двух дочерей). После расторжения брака между К. и Л. было заключено соглашение об определении места жительства детей и порядке осуществления родительских прав родителя, проживающего отдельно от детей, а также об уплате алиментов.
Установленный данным соглашением порядок общения с ребенком родителя, проживающего отдельно, не препятствовал последующему обращению одного из родителей с иском об изменении указанного порядка общения в том случае, если изменились материально-бытовые условия одного из родителей, режим его трудовой деятельности или произошли какие-либо изменения в жизни самого ребенка.
Также судом было установлено, что К. забрал сына к себе и проживал с ним совместно, в то время как две его дочери проживали со своей матерью.
Решением районного суда от 19 мая 2015 г. был установлен порядок общения К. с одной из несовершеннолетних дочерей.
Л. обратилась в суд с иском к К. о признании указанного соглашения ничтожным, применении последствий недействительности сделки, определении места жительства детей с матерью, взыскании алиментов, полагая, что данное соглашение является ничтожной сделкой, поскольку оно было подписано под давлением со стороны ответчика, текст соглашения был представлен истцу для ознакомления накануне его подписания, что не позволило ей полностью понять суть написанного. По мнению истца, данным соглашением были предусмотрены ограничения в выборе места проживания детей, в осуществлении своих прав и обязанностей второго родителя по отношению к детям, предусмотрено преимущественное право отца по существенным вопросам, в соглашении не было положений о выплате денежных сумм на обеспечение материальных нужд детей.
Суд первой инстанции решением от 31 августа 2015 г. удовлетворил исковые требования Л. в части взыскания алиментов на содержание детей и исходил при этом из того, что место жительства дочерей истца было определено с матерью, в соглашении порядок и размер алиментных обязательств сторон установлены не были, в связи с чем с К. в пользу Л. подлежали взысканию алименты на детей в размере 1/3 части заработка и (или) иного дохода, начиная с 19 сентября 2014 г. до достижения детьми совершеннолетия.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции об определении общего для всех детей размера и периода взыскания алиментов, в связи с чем изменил решение суда в указанной части, указав, что алименты на дочерей подлежали взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1/3 части заработка и (или) иного дохода, ежемесячно, начиная с 19 сентября 2014 г. до совершеннолетия старшей дочери (18 ноября 2000 г. рождения), а с 19 ноября 2018 г. алименты подлежали взысканию с ответчика в пользу истца на младшую дочь (17 октября 2009 г. рождения) в размере 1/4 части заработка и (или) иного дохода до ее совершеннолетия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 августа 2016 г. не согласилась с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания с К. алиментов на дочерей, поскольку они были основаны на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а кроме того, судами не были приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 1 ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 СК РФ.
Пунктом 1 ст. 81 СК РФ установлено, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере:
- на одного ребенка — одной четверти,
- на двух детей — одной трети,
- на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Если при каждом из родителей остаются дети, размер алиментов с одного из родителей в пользу другого, менее обеспеченного, определяется в твердой денежной сумме, взыскиваемой ежемесячно и определяемой судом в соответствии с п. 2 указанной статьи.
Разрешая заявленные Л. требования о взыскании алиментов, суд не применил положения п. 2 ст. 83 СК РФ, а взыскал алименты в долевом соотношении к заработку и (или) иному доходу.
Из правовых норм следует, что при разрешении споров о взыскании алиментов на детей в случае, когда при каждом из родителей остается ребенок, родитель-истец обязан представить доказательства того факта, что он менее обеспечен по сравнению с родителем-ответчиком. При этом суд принимает во внимание доходы каждого из родителей, их материальное и семейное положение.
Из представленных суду сторонами документов следовало, что доход Л. существенно превышал прожиточный минимум для детей в г. Москве, а также существенно превышал доход К.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала решения судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с К. алиментов на содержание дочерей в долевом соотношении к заработку и (или) иному доходу неправильными и не основанными на положениях действующего законодательства, в связи с чем отменила судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.