Развитие нефтегазохимического комплекса до 2025 года

Развитие нефтегазохимического комплекса до 2025 года

Российский нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли.

Размер мирового химического рынка оценивается примерно в 4,5 трлн, долларов США, а к 2030 году ожидается практически двукратный его рост.

Один рубль валового внутреннего продукта в нефтегазохимии создает дополнительно 1,9 рубля валового внутреннего продукта в экономике (за счет развития перерабатывающих и потребляющих синтетическую продукцию отраслей, а также смежных отраслей -инжиниринга, машиностроения и других), что оказывает существенное влияние на рост экономики, способствуя движению Российской Федерации в топ-5 мировых экономик.

Развитие нефтегазохимического комплекса до 2025 года

Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2019 года № 348-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года.

Нефтегазохимический рынок Российской Федерации составляет около 2 процентов от мирового рынка и имеет значительный сырьевой потенциал — более 35 млн. тонн нафты, сжиженных углеводородных газов и этана.

Рынок нефтегазохимической продукции Российской Федерации долгое время был дефицитным по большинству продуктов. Однако за период 2009 — 2017 годов доля импорта в потреблении базовых полимеров сократилась: по полипропилену — в 1,8 раза, по поливинилхлориду и полистиролу — в 2 раза, по полиэтилентерефталату — в 2,2 раза. За этот же период объемы выпуска нефтегазохимической продукции увеличились: по полипропилену — в 2 раза, по полиэтилену — в 1,2 раза, по полиэтилентерефталату — в 2,2 раза, по полистиролу — в 2 раза, по поливинилхлориду — в 1,7 раза.

На конец 2017 года не приняты инвестиционные решения по большинству крупных проектов нефтегазохимического комплекса, так как для их принятия необходимо создание стабильных налоговых условий, отлаженное таможенно-тарифное  регулирование, оказание мер административной и экономической поддержки со стороны государства для эффективной деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса.

При этом 8 крупнейших потенциальных проектов развития нефтегазохимических мощностей Российской Федерации могут обеспечить ввод более 8 млн. тонн мощностей по производству полиэтилена и пропилена (рост текущих мощностей в 2,3 раза), экспортный потенциал которых составляет более 5 млрд, долларов США в год, а потенциал суммарной выручки — более 10 млрд, долларов США в год.

Российский нефтегазохимический рынок включает 3 основных сегмента:

  • пластики,
  • каучуки
  • продукты органического синтеза.

Суммарное производство продукции по 3 сегментам в 2017 году составило 9,9 млн. тонн. Наибольшие объемы производства приходятся на пластики — полиэтилен и полипропилен — 5,2 млн. тонн. Объем экспортных поставок продукции нефтегазохимической отрасли в 2017 году составил 2,4 млн. тонн.

У Российской Федерации существуют хорошие перспективы для развития рынка продукции нефтегазохимического комплекса как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня подушевого потребления и импортозамещения, так и за счет расширения экспорта в ключевые для Российской Федерации регионы — Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время душевое потребление базовой нефтегазохимической продукции (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, полиэтилентерефталата) в Российской Федерации в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах (США, страны Западной Европы).

Новые инвестиционные проекты позволят реализовать потенциал углубленной переработки побочных продуктов нефтегазохимической отрасли (снижение экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью). Около 80 процентов производимой нафты и 40 процентов выпускаемых сжиженных углеводородных газов сейчас экспортируются. Вместе с тем указанные продукты переработки могут быть использованы в качестве сырья для нефтегазохимии на территории Российской Федерации, глубоко переработаны для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, а также для получения синергетических эффектов развития смежных отраслей экономики, что обеспечит стимул для развития отечественного высшего образования и науки.

Ожидаемые темпы прироста производства в сегментах полиэтилена и полипропилена в 2017 — 2025 годах будут опережать темпы прироста мирового валового внутреннего продукта, при этом в Азии, вероятно, темпы прироста будут выше, чем в остальных регионах мира. Так, среднегодовой темп прироста производства полиэтилена в мире ожидается на уровне 4,2 процента, в Азии — 5,7 процента, среднегодовой темп прироста производства полипропилена в мире ожидается на уровне 4,6 процента, в Азии — 5,8 процента. При этом прирост валового внутреннего продукта в мире за этот же период ожидается на уровне 3 процентов.

Цели и задачи развития нефтегазохимического комплекса

Развитие российской нефтегазохимической отрасли направлено на достижение следующих основных целей:

  • стимулирование развития несырьевого неэнергетического экспорта; достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии (при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках, благодаря созданию новых эффективных мощностей);
  • решение проблемы растущего избытка легкого углеводородного сырья путем его переработки на нефтегазохимических мощностях;
  • обеспечение потребностей химической промышленности в сырье; минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие внедрения наилучших доступных технологий.

Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса обеспечивается решением следующих задач:

  • государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов;
  • стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции;
  • снижение влияния инфраструктурных ограничений; повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства;
  • предоставление благоприятных налоговых и (или) таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы;
  • стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.