Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2016 года № 2592-р утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.

Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. №31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции».

В рамках разработки Стратегии сформированы цель, задачи, принципы и основные меры государственной политики, осуществляемые в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.

Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:

  • промышленная продукция — товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
  • незаконный оборот промышленной продукции — процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;
  • контрафактная промышленная продукция — промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • фальсифицированная промышленная продукция — промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

Дана общая характеристика текущего состояния в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, по которой в настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и промышленности в целом.

Сложившаяся ситуация в сфере незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации обусловлена наличием ряда таких факторов (внутренних и внешних), как низкая эффективность осуществления контрольной и надзорной функций правоохранительных органов, а также функционирования судебной системы в Российской Федерации, наличие высоких коррупционных рисков, структура импорта, низкий уровень предпринимательской этики, низкий уровень доходов основной массы населения и, как следствие, низкий уровень покупательной способности населения, неразвитость общественного контроля и др.

Наличие высокой доли незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует заинтересованности добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества (что, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.

Учитывая, что незаконный оборот промышленной продукции является частью теневого сегмента экономики, однозначно (точно) оценить его объемы не представляется возможным. Однако можно выделить целый ряд отраслей, где вопрос незаконного оборота промышленной продукции стоит крайне остро.

В краткосрочной перспективе Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли промышленности:

  • пищевая промышленность — острота проблемы незаконного оборота промышленной продукции объясняется высокой степенью риска пищевых продуктов для безопасности потребителя. Основной проблемой в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции является фальсификация продукции, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
  • легкая промышленность — высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте продукции легкой промышленности определяется значительной долей импорта готовой продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации. Также немаловажной проблемой является нарушение законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и о техническом регулировании;
  • фармацевтическая промышленность — наиболее часто выявляемым нарушением является фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Также на рынке выявляются препараты без маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств для реализации в другие государства, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;
  • медицинская промышленность — существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения медицинских изделий поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных медицинских изделий;
  • автомобильная промышленность — основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
  • авиационная промышленность — существует проблема своевременного выявления в процессе эксплуатации авиационной техники неаутентичных компонентов воздушного судна (агрегатов и запасных частей с неподтвержденным жизненным циклом), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;
  • сельскохозяйственное машиностроение — существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. № 143 «О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов».

В среднесрочной перспективе Государственной комиссией определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли:

  • топливная промышленность — незаконный оборот промышленной продукции отчасти связан с наличием проблемы несанкционированного отбора топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на незаконных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов незаконного поступления продукции на рынок;
  • химическая промышленность — проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, которые, как правило, сопряжены с незаконным использованием товарных знаков;
  • электронная промышленность — основным нарушением является фальсификация электроосветительной арматуры и электрических ламп;
  • кабельно-проводниковая промышленность — основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами, и реализация фальсифицированной продукции;
  • производство строительных материалов — незаконный оборот чаще всего затрагивает цементы, сухие смеси и иные материалы, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;
  • индустрия детских товаров — отдельным вопросом является противодействие незаконному обороту детских товаров с учетом особенностей обращения указанной продукции и последствий использования некачественных товаров в этой сфере;
  • машиностроение — важным является вопрос противодействия незаконному обороту промышленной продукции при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов.