Российский нефтегазохимический комплекс имеет стратегическое значение для экономики страны, так как является одним из ключевых драйверов промышленного роста за счет мультипликативного эффекта, оказываемого, в первую очередь, на потребляющие отрасли.
Размер мирового химического рынка оценивается примерно в 4,5 трлн, долларов США, а к 2030 году ожидается практически двукратный его рост.
Один рубль валового внутреннего продукта в нефтегазохимии создает дополнительно 1,9 рубля валового внутреннего продукта в экономике (за счет развития перерабатывающих и потребляющих синтетическую продукцию отраслей, а также смежных отраслей -инжиниринга, машиностроения и других), что оказывает существенное влияние на рост экономики, способствуя движению Российской Федерации в топ-5 мировых экономик.
Развитие нефтегазохимического комплекса до 2025 года
Распоряжением Правительства РФ от 28.02.2019 года № 348-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию нефтегазохимического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года.
Нефтегазохимический рынок Российской Федерации составляет около 2 процентов от мирового рынка и имеет значительный сырьевой потенциал — более 35 млн. тонн нафты, сжиженных углеводородных газов и этана.
Рынок нефтегазохимической продукции Российской Федерации долгое время был дефицитным по большинству продуктов. Однако за период 2009 — 2017 годов доля импорта в потреблении базовых полимеров сократилась: по полипропилену — в 1,8 раза, по поливинилхлориду и полистиролу — в 2 раза, по полиэтилентерефталату — в 2,2 раза. За этот же период объемы выпуска нефтегазохимической продукции увеличились: по полипропилену — в 2 раза, по полиэтилену — в 1,2 раза, по полиэтилентерефталату — в 2,2 раза, по полистиролу — в 2 раза, по поливинилхлориду — в 1,7 раза.
На конец 2017 года не приняты инвестиционные решения по большинству крупных проектов нефтегазохимического комплекса, так как для их принятия необходимо создание стабильных налоговых условий, отлаженное таможенно-тарифное регулирование, оказание мер административной и экономической поддержки со стороны государства для эффективной деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса.
При этом 8 крупнейших потенциальных проектов развития нефтегазохимических мощностей Российской Федерации могут обеспечить ввод более 8 млн. тонн мощностей по производству полиэтилена и пропилена (рост текущих мощностей в 2,3 раза), экспортный потенциал которых составляет более 5 млрд, долларов США в год, а потенциал суммарной выручки — более 10 млрд, долларов США в год.
Российский нефтегазохимический рынок включает 3 основных сегмента:
- пластики,
- каучуки
- продукты органического синтеза.
Суммарное производство продукции по 3 сегментам в 2017 году составило 9,9 млн. тонн. Наибольшие объемы производства приходятся на пластики — полиэтилен и полипропилен — 5,2 млн. тонн. Объем экспортных поставок продукции нефтегазохимической отрасли в 2017 году составил 2,4 млн. тонн.
У Российской Федерации существуют хорошие перспективы для развития рынка продукции нефтегазохимического комплекса как за счет увеличения внутреннего потребления путем достижения среднемирового уровня подушевого потребления и импортозамещения, так и за счет расширения экспорта в ключевые для Российской Федерации регионы — Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В настоящее время душевое потребление базовой нефтегазохимической продукции (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, полистирола, полиэтилентерефталата) в Российской Федерации в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах (США, страны Западной Европы).
Новые инвестиционные проекты позволят реализовать потенциал углубленной переработки побочных продуктов нефтегазохимической отрасли (снижение экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью). Около 80 процентов производимой нафты и 40 процентов выпускаемых сжиженных углеводородных газов сейчас экспортируются. Вместе с тем указанные продукты переработки могут быть использованы в качестве сырья для нефтегазохимии на территории Российской Федерации, глубоко переработаны для получения продукции с высокой добавленной стоимостью, а также для получения синергетических эффектов развития смежных отраслей экономики, что обеспечит стимул для развития отечественного высшего образования и науки.
Ожидаемые темпы прироста производства в сегментах полиэтилена и полипропилена в 2017 — 2025 годах будут опережать темпы прироста мирового валового внутреннего продукта, при этом в Азии, вероятно, темпы прироста будут выше, чем в остальных регионах мира. Так, среднегодовой темп прироста производства полиэтилена в мире ожидается на уровне 4,2 процента, в Азии — 5,7 процента, среднегодовой темп прироста производства полипропилена в мире ожидается на уровне 4,6 процента, в Азии — 5,8 процента. При этом прирост валового внутреннего продукта в мире за этот же период ожидается на уровне 3 процентов.
Цели и задачи развития нефтегазохимического комплекса
Развитие российской нефтегазохимической отрасли направлено на достижение следующих основных целей:
- стимулирование развития несырьевого неэнергетического экспорта; достижение нового уровня конкурентоспособности производственной базы нефтегазохимии (при котором отечественные предприятия имели бы долгосрочные конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках, благодаря созданию новых эффективных мощностей);
- решение проблемы растущего избытка легкого углеводородного сырья путем его переработки на нефтегазохимических мощностях;
- обеспечение потребностей химической промышленности в сырье; минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие внедрения наилучших доступных технологий.
Достижение целей государственной политики в сфере нефтегазохимического комплекса обеспечивается решением следующих задач:
- государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов;
- стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции;
- снижение влияния инфраструктурных ограничений; повышение эффективности государственного регулирования в области экологии, промышленной безопасности и капитального строительства;
- предоставление благоприятных налоговых и (или) таможенных преференций для запуска масштабной инвестиционной программы;
- стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.